Перейти к контенту

Наш товарищ Че

Разглядывая ассортимент сувенирных лавок, среди множества кукол, игрушек, кружек, футболок, среди неисчислимого количества традиционных японских оригинальных и привычных сувениров, вдруг встречаешь - да что же это? - до слёз знакомый образ!

"Чебурашка" - причем это имя написано по-русски. Здесь майки, кружки, тетрадки, брелоки, ушастые мягкие игрущки разных размеров и даже компакт-диски с какими-то песнями внутри...

Оказывается Чебурашка работает в Японии по контракту. Контракт у него долгосрочный, он подписан до 2023 года. А заключен контракт между студией Союзмультфильм и японской компанией SP International, купившей права на использование образа Чебурашки в Японии. Вот только зачем?

История эта началась, как пишут в интернете, в 2001 году, когда старые советские мультики с участием Чебурашки привезли для показа в два японских города - Нагою и Токио. Интересно, что повезла их туда американская фирма бывшего советского актера Олега Видова. Мультфильмы имели неожиданно огромный успех, причем именно из-за участия в них обаятельного русского ушастого покемона. Воспользовавшись этим обстоятельством японская компания и заключила с Союзмультфильмом в 2003 году этот контракт, после чего занялась у себя в стране продвижением и популяризацией Чебурашки.

В 2009 году на одном из японских телеканалов был выпущен мультипликационный сериал про Чебуращку под названием "Чебурашка арэрэ" ("Что за Чебуращка?"), состоящий из 26 серий. На самом же деле продолжительность каждой из этих серий не больше трех минут. Это рисованные короткометражки, я видел несколько из них, и на мой взгляд это очень примитивная анимация, а сюжеты серий незамысловаты и предназначены для совсем маленьких зрителей.

Иное дело фильмы режиссера Макото Накамуры, появившиеся в 2010 году. Первый из них это точная копия советского мультфильма 1969 года. Сходство при этом абсолютное. И тут надо отметить, что для японского кино мультфильмы про Чебурашку и Крокодила Гену весьма необычны, потому что они кукольные.

Япония - это великая мультипликационная держава, может быть даже самая великая из всех, не исключая США. Во всяком случае уровень лучшей японской анимации, а это конечно фильмы Хаяо Миядзаки и студии Ghibli, вряд ли доступен американцам и совсем не по техническим причинам. Но вот кукольные мультфильмы в Японии не распостранены, это очень сложная и дорогая работа, которая требует много времени. Один из секретов обаяния Чебурашки именно в том, что он кукла.

Мне в детстве, конечно, кукольные мультфильмы нравились гораздо меньше чем рисованные, оии были скучнее, им не хватало выразительных возможностей рисунка. Но однажды в кинотеатре "Баррикады" (был в Москве такой полностью детский кинотеатр на площади Восстания) в рамках каких-то фестивальных показов я попал на норвежский мультфильм из жизни не то каких-то троллей, не то еще какой-то легкой скандинавской нечисти. Этот фильм был кукольным и полнометражным и меня поразило мастерство, с которым он был сделан. Это было произведение высокого кукольного искусства. И мультфильмы о Чебурашке - это тоже произведения высокого кукольного искусства.

Японцы очень тщательно копировали атмосферу старого советского мультфильма, которая сохранилась и в новых сериях. К работе привлекали российских и белорусских мультипликаторов, хотя основную работу делали корейцы под японским руководством. Там дальше в городок, в котором живут Гена и Чебурашка, приезжает цирк, и друзья пытаются поступить туда на работу. Но их не принимают, ну еще бы, крокодил в шляпе, играющий на гармошке, - какая банальность! - цирку нужны канатоходцы. Огорченные друзья встречают девочку Машу, которая как раз мечтает выступать в цирке танцуя на проволоке, но это у нее получается плохо. Друзья утешают ее и начинают тренировать, в результате этого через некоторое время она выступает в цирке с блестящим дебютом. А в следующей серии Гена и Чебурашка помогают пожилому фокуснику найти его внучку. В фильмах много деталей, отражающих старые советские реальности. Например, в витрине газетного киоска на платформе железнодорожного вокзала продаются журналы "Новый мир", "Знамя" и "Крокодил". Про Японию же в этих фильмах совсем ничего не напоминает кроме книги стихов Басё, которую читает Крокодил Гена сидя с удочкой на берегу реки.

Чебурашка же очень мил и настроен на то, чтобы трогать сердца зрителей. Интересно, что своей известностью в Японии он обязан не столько детям, сколько молодым женщинам. Тут конечно сказывается его привлекательная внешность. У Чебурашки даже есть свой интернет-сайт в Японии, здесь его адрес. Но вот что касается России, то тут хочется задать вопрос:

А этот Чебурашка, он действительно наш герой?

В Наре, в соответствии со спецификой места, Чебурашка держит на руках оленя.

Для нас Чебурашка - это мягкая ушастая игрушка, название карамели или кафе-мороженого, и детская песенка, в которой "каждая дворняжка" при встрече сразу подает ему лапу.

Вообще в таких случаях лучше всего обратиться к первоисточнику, а именно к первой книге всего сериала, которая называется "Крокодил Гена и его друзья" Эдуарда Успенского. Сразу же из названия становится понятно, кто на самом деле главный герой этой истории. Что же мы в ней видим? Мы видим молодого интеллигентного крокодила, который носит шляпу, бабочку и пальто, пьет кофе, курит трубку, любит играть в шахматы, а также читать газеты и различную точную и достоверную литературу вроде справочников, учебников и расписания движения поездов. Он ведет регулярный образ жизни и работает через смену в зоопарке на должности крокодила. То есть мы видим воспитанного и по-европейски развитого интеллектуала, которому, тем не менее, не хватает общения.

Познакомившись с целью общения с девочкой Галей, ведущей актрисой детского театра, а также с маленьким ушастым зверьком-мигрантом с большими глазами и коротким хвостом, они решают все вместе построить Дом друзей, в который мог бы обратиться каждый, кто хотел бы иметь друга. Это затея, прямо скажем, совсем не советская, и по сути является частным предпринимательством, да еще и с целью создания неправительственной общественной организации. Постепенно вокруг них собирается группа единомышленников, в основном из числа артистической интеллигенции из местного цирка и зоопарка, - это лев Чандр в щляпе и пенсне, цирковая обезьянка Мария Францевна, болтливая жирафа Анюта... Когда же строительство дома завершено, выясняется что все его строители уже передружились между собой, и потому друзья решают преобразовать его в клуб, где они могли бы регулярно встречаться, общаться и играть в игры. Что ж, членов этого клуба легче было бы представить себе где-нибудь за столиками парижского кафе, чем в советской реальности середины шестидесятых.

В советских мультфильмах (а их было всего четыре) Крокодил Гена гораздо более советский интеллигент. Во втором из них он пытается как-то встроится в систему общественной жизни и вместе с Чебурашкой вступить в пионеры, а для этого они должны научиться ходить строем, собирать металлолом и сколачивать скворечники. В третьем они вырабатывают гражданскую позицию, борясь с браконьерами-туристами и пытаясь решить вопрос с загрязнением реки отходами производства лесопильного завода. В четвертом фильме, самом поздним и безнадежном из всех, который называется "Чебурашка идет в школу", Крокодил Гена уже совершенно бессилен и перед хамством носильщика в аэропорту, который бессовестно его обсчитывает, и перед безобразиями Шапокляк, заставляющей его с тяжелыми чемоданами подниматься по лестнице на свой этаж из-за якобы сломанного лифта. И ни он, ни директор школы совсем ничего не способны сделать со строителями-бездельниками, которые вместо того, чтобы срочно заканчивать ремонт школы, нагло забивают козла. Только решительность старухи Шапокляк и действия ее дрессированной крысы помогают переломить ситуацию (да и помогают ли? финал фильма остается открытым). В этом мире бетонных многоэтажных коробок, где всем было на всё наплевать, интеллигентность становилась недостатком и больше мешала, чем помогала жить.

И все-таки Крокодил Гена самый обаятельный персонаж всех этих историй.

Он скромный чудак в шляпе и с гармошкой, всегда готовый прийти на помощь и поделиться всем, что у него есть, мудрый и добрый, интеллигент и терпила. Это именно ему принадлежит идея строительства "дома друзей". Это он, не раздумывая, бросается спасать детей, играющих в неположенном месте. Это в его исполнении звучат популярнейшие народные песни - "День Рождения" и "Голубой вагон", призывающие уже не одно поколение наших людей, не обращая внимания на все неудобства и неприятности жизни, всегда верить в то, что все равно сбудутся наши мечты и всё у нас, пускай не сейчас, но когда-нибудь после, потом когда-нибудь обязательно станет хорошо.

Нет, конечно же наш герой - это не Чебурашка. Наш герой - Крокодил Гена.

И этим мы отличаемся от японцев.

Оглавление                                                 Дальше
Назад к содержимому