Перейти к контенту
Dante


Песни 1-8


    Песнь 1.
    В 1300 г., дожив до 35 лет (вершина дуги человеческой жизни), Данте оказывается в лесу грехов и заблуждений, над которым возвышается холм добродетели, но путь к нему Данте преграждают три зверя: рысь - сладострастие, лев - гордость и волчица - корыстолюбие. Перед ним является Вергилий, который пользовался в Средние века славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. Он - символ разума, направляющего людей к земному счастью. Он предлагает Данте отправиться в путь.

    Песнь 2.
   Данте сомневается. Он решает отказаться от путешествия, считая себя слабым и недостойным. Вергилий отвечает, что его призвала Беатриче (она умерла в 1290 г. в возрасте 25 лет). (В своей поэме "Новая Жизнь" Данте дал ей обещание сказать о ней такое, чего никогда еще не было сказано ни об одной женщине). Здесь она одновременно и символ небесной мудрости и откровения. Беатриче спустилась в пределы Лимба и попросила Вергилия сопровождать Данте в пути. Она смогла спуститься туда благодаря помощи Девы Марии, склонившей к милости "Судию", и попросив Святую Лючию (просвещенная благодать) послать Данте благого пособника, при этом на глазах у Беатриче были слезы. Данте воспрянул, решившись двигаться в путь.

    Песнь 3.
    Надпись на вратах Ада. Ад сотворен триединым божеством: Отцом (высшей силой), Сыном (полнотой всезнанья) и Святым Духом (первой любовью). Он создан раньше всего преходящего. Древней его лишь вечные созданья (небо,земля, ангелы), и он будет существовать вечно ("входящие, оставьте упованья"). Ад изображается как подземная воронкообразная пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара, ее склоны опоясаны концентрическими уступами, "кругами Ада".
    Во тьме беззвездной за входом слышен ужасный гул, вздохи, плач. Это души тех, кто прожил не зная ни славы, ни позора, ненужные ни Небу, ни Аду, ибо рядом с этими ничтожными возгордились бы грешники. Смерть для них недостижима, а жизнь нестерпима. О них никто не помнит. За стягом они бегут, их кусают осы и слепни, кровь и слезы текут с их лиц, и скопища червей под ногами. Далее у потока толпа людей,- те, кто переправляется через Ахерон.
    В Аду Данте протекают реки античной Преисподней. Это текущие сквозь трещины слезы (мирское зло) Критского старца (образ библейской легенды о видении Навуходоносору и толковании его пророком Даниилом),- колосс на глиняных стопах. Все изваяние надтреснуто кроме золотой головы (пороки человечества). Поток слез проникает в недра земли, сначала как Ахерон (река скорби) опоясывает первый круг Ада. Затем болота Стикса, иначе - Стигийское болото, где караются гневные и которое омывает стены города Дита, окаймляющего пропасть нижнего Ада. Еще ниже - это Флегетон,-кровавый ручей, пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь, и оттуда водопадом вниз, в центре земли превращается в ледяное озеро Кацит (плач).
    Появляется Харон (у Данте - бес) с огненным взором, он отказывается везти Данте в своем челноке, зная, что тот не осужден на адские муки. Вдруг сотрясение, ветер, блеск и Данте падает, как заснувший.

    Песнь 4.
    Данте пробуждается по ту сторону Ахерона. Они с Вергилием спускаются в темный срыв, в первый круг - Лимб (Кайма), где, по церковному учению, пребывают души ветхозаветных праведников и некрещеных младенцев. Здесь же Данте помещает души всех добродетельных нехристиан. Вергилий рассказывает о сошествии в Ад Христа, который вывел с собой в Рай ветхозаветных святых, что стало для них возможным только с искуплением первородного греха. Данте видит огонь там, где уединился высший сонм. Навстречу с приветствием к Данте и Вергилию выходят Гомер, Гораций, Овидий и Лукан. Дальше Данте видит высокий замок, семь раз
обвитый стенами, внутри его зеленый луг и там люди. С холма Данте видит древнегреческих героев, Цезаря, Брута, Гракхов, Катона, Саладина, а на невысоком холме вокруг Аристотеля сидят Сократ, Платон, Демокрит и другие знаменитые философы и ученые.

    Песнь 5.
   Данте сходит во второй круг, где его ждет Минос,- судья загробного мира, он у Данте превращен в беса и назначает наказания взмахами хвоста вокруг тела. Он пропускает Данте. Здесь адский ветер несет вдоль скалы, где восседает Минос, души тех, кто стремился к вожделениям, буря кружит рой душ сладострастников. Среди них Семирамида, Клеопатра, Елена, Ахилл. Данте беседует с двумя влюбленными: Франческой да Римини и Паоло Малатеста. От переживаний Данте теряет сознание.

    Песнь 6.
    Данте в третьем круге, где льет дождь,"тяжелый град, и снег, и мокрый гной", души вязнут в смрадной топи, чревоугодников терзает Цербер,- трехглавое чудовище, бес с чертами пса и человека (борода,руки). Вергилий швыряет в его пасть два кома земли. Данте встречает флорентийца Чакко, который пророчествует о его судьбе. А его самого здесь ждет гниение до самого Страшного суда.

    Песнь 7.
    На пути в круг четвертый встает Плутос, звероподобный демон. Здесь казнятся скупцы и расточители. Два сонма шагают друг на друга, толкая грудью грузы и ругаясь. Пройдя полукруг и подравшись они хмуро возвращаются назад. В правом полукруге - расточители, в левом - скупцы, все облеплены грязью. Данте и Вергилий пересекают круг и выходят к ручью с багрово-черной водой, далее он превращается в Стигийское болото. В речном омуте жестоко дерутся друг с другом люди. Это - гневные. Те, кто особо глубоко таил в себе гнев и ненависть, как бы задыхаясь от них, не появляются на поверхности, а лишь пузырят воду,"те, чьи глотки тиной сперло". Данте и Вергилий выходят к подножью башни.

    Песнь 8.
    Не дойдя до стен города Дита они замечают сигналы подаваемые с башни перевозчику о прибытии двух душ и ответные сигналы перевозчика. Флегий - страж пятого круга (он сжег Дельфийский храм в гневе),- это перевозчик душ через Стигийское болото. Данте и Вергилий садятся в его челнок, который отягчил лишь Данте. Из болота души протягивают к нему руки, пытаются ухватиться за него. Челнок подплывает к стенам города Дита (лат. Аида), так называют Люцифера, верхнего дьявола, царя Ада. Его имя носит адский город. Области Ада, лежащие внутри крепостной стены, называются Нижним Адом. Вечный пламень за стенами города освещает его башни багрецом. На воротах их встречает множество дьяволов, которые были когда-то ангелами, низверженными в Ад. Они подзывают Вергилия, но отказываются пустить Данте, который боится, что его оставят одного, ибо он сам не выберется назад. Вергилий обнадеживает Данте и идет переговариваться с дьяволами. После недолгой беседы враги выпускают Вергилия из города и сами укрываются за его стенами. Дьяволы не хотят их пропускать. Но Вергилий говорит, что уже от внешних врат Ада с высот стремится посланец, который отомкнет им врата.


Ад

Назад к содержимому