Перейти к контенту
Dante


Песни 9-18


    Песнь 9.

    
Вергилий вспоминает, что некогда по заклятию злой волшебницы Эрихто он спустился в Джудекку из Лимба, поэтому знает путь. Со стен города на его защиту взметнулись три Фурии, а затем появляется Медуза, и Вергилий сам закрывает глаза Данте. В это время является посланец - ангел, который открывает ворота Дира и уходит. За стенами - поле, в нем раскрытые могилы, из которых раздаются стенания. В каждом гробу зной разной силы. Это еретики, лежащие согласно своим ересям.

    Песнь 10.
    
Данте и Вергилий двигаются по кромке поля вдоль стены. Вергилий показывает Данте могилы в горящей земле - эпикурейцы, не верящие в бессмертность души. Тут Данте встречает главу флорентийских гибелинов Фаринату. Здесь же отец его друга поэта Гвидо Кавальканти - Кавальканто Кавальканти, философ и поэт. Решив, что его сын умер, он падает от отчаяния в свою раскаленную могилу. Фарината дает Данте предсказание о его судьбе, а тот убеждается, что обладая даром предвидения будущего, грешники в Аду не знают настоящего. Далее Вергилий и Данте направляются к середине круга.

    Песнь 11.
    
Подойдя к окраине обрыва они чувствуют невыносимый смрад. Вергилий объясняет, что в пропасти нижнего Ада ступенями расположены три круга - седьмой, восьмой и девятый. Там карается злоба, орудующая либо силой, либо обманом. Насилье наказуется в седьмом круге, разделенном на три пояса; в первом - насилие над ближним (убийство, злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения), во втором насилие над собой (самоубийство) и над своим достоянием (игра и мотовство, в отличии от расточительности (т.е. любовь к чрезмерным затратам), которая карается в 4-м круге). В третьем поясе - насилие против божества (богохульство) и против естества (содомия), и искусства (лихоимство).
    В восьмом круге, состоящим из десяти Злых Щелей, казнятся обманувшие недоверившихся ( в 1-ой - сводники и обольстители, во 2-ой - льстецы, в 3-ей - святокупцы, в 4-ой - прорицатели, в 5-ой - мздоимцы, в 6-ой - лицемеры, в 7-ой - воры, в 8-ой - лукавые советники, в 9-ой - зачинщики раздора, в 10-ой - поддельщики металлов, людей, денег и слов ).
    В девятом круге, на самом дна Ада, на ледяном озере Кацит казнятся обманувшие доверившихся, предатели. Здесь четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея (предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, в центре Вселенной, вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного.
    
Гневные, чревоугодники, сладострастники, скупцы и расточители караются в верхнем Аду, т.к. их грех состоит в несдержанности (по классификации Аристотеля: несдержанность (2-5 круги), буйное скотство (7 круг), злоба (8 и 9 круги)). Еретики находятся на границе.

    Песнь 12.
    Страж седьмого круга - Минотавр. В миг смерти Христа в Аду произошли обвалы. Ад также содрогнулся во время явления Христа в Лимб. По следам этих обвалов теперь пробирается Данте. Здесь течет кровавый Флегетон, окаймляющий седьмой круг. Здесь Данте встречает кентавров, среди них Несс и Хирон, Несс сажает Данте себе на круп и переправляет на другой берег. "Был страшен крик варившихся живьем." Здесь находятся тираны - Александр Македонский, Дионисий Сиракузский и другие. Затем они подходят к толпе, стоящей по горло в раскаленной влаге. Далее река мелеет, но потом снова становится глубже. В самом мелком месте они пересекают реку, и кентавр скрывается.

    Песнь 13.
    Данте и Вергилий вступают в мрачный лес, где ядовитые колючие ветви и нет плодов, лишь гнезда гарпий. Это второй пояс. Повсюду стон, но никого не видно. Данте ломает сучок у терновника, и из надлома сочится кровь. Это превращенные в растенья души самоубийц. Данте беседует с душой канцлера императора Фридриха Второго Пьера дела Винья. Гарпии, которые кормятся листьями деревьев, причиняют им боль. В день Страшного суда души самоубийц не воссоединятся со своими телами. Вдруг Данте и Вергилий слышат шум и видят двух бегущих истерзанных нагих людей, один из них падает, и бегущая за ними стая свирепых псов растерзывает его в клочья. Это души игроков и мотов. Куст, поврежденный во время падения растерзанного, оплакивает свои раны.

    Песнь 14.
    Данте подбирает опавшие листы и возвращает кусту. За лесом в третьем поясе он видит безжизненную пустыню. На песке лежат души и плачут, одни лежат лицом вверх (богохульники), другие сидят съежившись (лихоимцы), содомиты снуют без устали. Шагавших было больше, лежавших меньше. Над пустыней падает огненный дождь, "и прах пылал, как под огнивом трут ", руки несчастных пытаются стряхнуть с себя "огнепалящий зуд".
    Данте и Вергилий следуют дальше, обходя кругом опушки и не касаясь жгучего песка, пока не доходят до алого ручья. Вергилий рассказывает Данте о великом старце, дающим начало адским рекам (см. Песнь 3). Они идут по течению вдоль реки.

    Песнь 15.
    Над ручьем поднимается пар, гасящий огненный дождь. Данте встречает идущие навтречу тени, среди них он видит своего учителя, казнимого за содомитство, Брунетто Латини, или Латино, ученого и поэта, государственного деятеля Флоренции. Этим людям нельзя останавливаться, иначе придется потом сто лет лежать под огнем не шевелясь.
    Латино по низу сопровождает Данте и Вергилия. Данте не смеет идти рядом, но он почтительно склоняет голову перед учителем. Латино осуждает флорентийцев за злобу, затем они расстаются.

    Песнь 16.
    Слышен гул падающей воды. К путникам приближаются три тени из толпы, состоящей из военных и государственных деятелей. Данте и Вергилий останавливаются, а те бегают вокруг них кольцом, так как им запрещено стоять на месте. Это знатные флорентийские гвельфы. Они, как и все, просят Данте напомнить о них в миру. Далее на пути обрыв и водопад. Данте снимает веревку, которую носил с собой чтобы поймать рысь (сладострастие), и эту веревку Вергилий бросает во тьму обрыва, чтобы вызвать очередного зверя для переправы.

    Песнь 17.
    Страж восьмого круга - Герион, чудовище с ясным лицом человека и телом змеи, образ обмана (две лапы, узоры на теле, отравленный развил на заостренном конце хвоста). Чтобы приблизиться к тому месту, куда всплыл на камни Герион, Данте и Вергилий сворачивают с дороги и видят молчаливую группу людей. Это лихоимцы (ростовщики). Они постоянно стряхивают с себя огонь и раскаленный песок. Пока Вергилий договаривается с Герионом, Данте беседует с ростовщиками. Наконец, Данте и Вергилий залезают на спину Гериона, Вергилий садится сзади, чтобы отдалить опасный хвост. Зверь плывет через бездну, высаживает спутников на скалы и исчезает.

    Песнь 18.
    Злые Щели - восьмой круг Ада,- кольцеобразный уступ адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва. Он изборожден десятью рвами (щелями), разделенными валами. Область поката к центру, т.е. каждый следующий вал ниже предыдущих. Первый вал примыкает к круговой стене. Пересекая рвы и валы идут радиусами каменные гребни, которые изгибаются над рвами в виде мостов или сводов. Данте видит две толпы, два встречных потока, бичуемых бесами. Навстречу им двигаются сводники (для других), дальний ряд - обольстители (для себя). Данте и Вергилий забираются на гребень, где и видят под мостом вереницу обольстителей. Среди них Ясон. Проходя через второй ров они видят людей хлестающих себя, они влипли в кал зловонный. Это льстецы.



Ад

Главная
Дальше
Назад к содержимому