Перейти к контенту


Храм Хаседера


В основе истории любого древнего храма всегда лежит легенда о чуде, приведшего к его созданию. У храма Хаседера в Камакуре (Hase-dera Temple) она такая. В 721 году некий благочестивый монах по имени Токудо, бродивший по густо заросшим лесами предгорьям нынешней префектуры Нара, обнаружил неподалеку от деревни Хасе огромное камфорное дерево. Дерево это было спилено, а из его широкого ствола монах поручил мастерам вырезать две цельные скульптуры, изображающие одиннадцатиголовую богиню Каннон. Ту скульптуру, что была высечена из нижней части этого ствола, установили в храме Хаседера в Наре, а верхнюю бросили в море где-то в районе нынешнего города Осака помолившись о том, чтобы она вернулась к людям, если будет на то благословение богини во имя их спасения. Через некоторое время деревянную статую прибило к берегу где-то далеко восточнее от того места, где она была выброшена. Толпа верующих собралась у берега в надежде прикоснуться к священному образу. Однако каждый, кто к нему прикасался, либо заболевал, либо испытывал неудачи, и статую закинули обратно в море. Возможно так повторялось несколько раз.

Наконец, спустя пятнадцать лет, в ночь на 18 июня 736 года статую снова прибило волнами к берегу неподалеку от Камакуры примерно в 500-х километрах от первоначального места. От статуи исходило сияние, говорящее о благословения богини, Каннон наконец выбрала себе место нахождения, и никто больше не был наказан за прикосновение к ее образу. Статую доставили в Камакуру и в ее честь и вокруг нее был построен этот храм. Ныне полюбоваться на эту легендарную статую может каждый турист.

Храм расположен на холме с красивым видом на море. Кроме павильона, где хранится сама статуя Каннон, здесь есть еще несколько почитаемых религиозных святынь, а также музей, ресторан, пещеры и прекрасный японский сад внизу.



Павильон богини Каннон (Kannon-do Hall)

Каннон - это буддийская богиня милосердия у японцев, в Китае же ее называют Гуань-инь, и ее почитание широко распостранено в обоих странах. Но на самом деле она не является ни женщиной, ни мужчиной. Каннон - воплощение боддхисатвы Авалокитешвары, - пробужденного, посвятившего свое существование освобождению всех живых существ от страданий и от бесконечных перерождений на своем пути к просветлению и превращению в будду.

Каннон помогает людям и может являться им в 33-х различных обличиях, на которые можно посмотреть в находящемся рядом музее. Каннон может изображаться многорукой и многоголовой, в храме Хаседера в Камакуре находится многоголовая Каннон.

Деревянная статуя имеет высоту 9,18 метра и имеет двеннадцать голов, - помимо одной главной есть еще 11 маленьких: три спереди, по три слева и справа, еще одна на макушке и одна на затылке. Каждое из одиннадцати ее дополнительных лиц имеет собственное выражение, изображающее сочувствия богини к разным видам человеческих страданий.

К сожалению внутри помещения фотографировать запрещено и изображения знаменитой статуи среди моих снимков нет, а есть только внешний вид павильона с курильницей и каменным фонарем напротив. Поэтому я взял изображение статуи с сайта http://www.hasedera.jp .

Позолота на статуи появилась в 1342 году во время правления Такаудзи Асикаги, первого сёгуна периода Муромати.  А в 1392 году к статуе был добавлен золотой нимб.

Считается, что это статуя является самой большой деревянной статуей в Японии.

Рядом находится небольшой музей, в котором собраны разные археологические сокровища, относящиеся к истории буддизма на территории средневековой Японии, и в особенности к истории почитания богини Каннон.

img_0378-qpr.jpg
IMG_0379-qpr.jpg
IMG_0410-qpr.jpg
IMG_0411-qpr.jpg

Будда Амида (Amida-do Hall)

К центральному павильону, в котором расположена статуя богини Каннон, примыкают строения поменьше. Справа находится павильон, в котором хранится деревянный Будда Амида. Он был установлен в 1189 году по случаю 42-летия сёгуна Минамото Ёритомо, чтобы сохранять его от несчастий, потому что, по японским поверьям, этот возраст считается несчастливым для мужчины. Историки однако опровергают эту дату и относят создание статуи к более поздним временам.

Статуя имеет высоту 2,8 метра и покрыта позолотой.

Амида - одно из главных божеств японской буддистской мифологии и соответствует индийскому Амитабхе. Он владыка "Чистой Земли" или "Западного Рая", куда попадают праведники. Когда-то он дал себе обет спасти в своей "Чистой Земле" все разумные существа, которые обратятся к нему за помощью. В этом и заключается смысл его популярности. Он, как и его ученики бодхисатвы, уже достигли просветления и теперь преисполнены духовными силами и состраданием к другим существам. Непросветленные люди, испытывающие духовные и материальные трудности, обращаются к Будде и бодхисатвам за помощью в надежде на сострадание и спасение.

Присутствия Будды Амиды здесь весьма уместно. Богиня Каннон является воплощением боддхисатвы Авалокитешвары, одного из учеников Будды Амиды. Их часто изображают вместе.

IMG_0381-qpr.jpg
IMG_0386-qpr.jpg
IMG_0388-qpr.jpg
IMG_0389-qpr.jpg
IMG_0390-qpr.jpg
IMG_0393-qpr.jpg

Храмовый колокол (Shoro Belfry)

В музее храма хранится одна из старейших культурных реликвий Камакуры, - храмовый колокол, отлитый в 1264 году. Эта дата указана среди рельефных иероглифов на его поверхности. И хотя древние легенды об основании храма оспариваются историками, но дата на колоколе подтверждает, что по крайней мере в это время храм на этом месте уже существовал.

Колокольня с двухскатной крышей расположена правее от павильона Будды Амиды. Нынешний бронзовый колокол находится здесь с 1984 года.

Согласно буддийской традиции, ежегодно в полночь 31 декабря колокол отбивает 108 ударов, чтобы помочь людям преодолеть сто восемь страстей, мешающим им достичь просветления. Это что-то вроде кремлевских курантов, после 108-го удара японцы начинают поздравлять друг друга с наступившим Новым годом. Число 108 выбрано не случайно, в буддизме оно считается священным.  Применительно к человеческим страстям, это число трактуется так: есть шесть основных пагубных человеческих страстей - жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и зависть. Но каждое из них имеет свои восемнадцать оттенков, вот и получается в результате 108. После такого глубокого очищения человек как бы рождается заново, и встречать Новый год становится особенно приятно.

В отличии от западных колоколов, буддийский колокол не имеет языка и по нему обычно ударяют бревном, что создает глубокий резонанс.


IMG_0380-qpr.jpg
IMG_0382-qpr.jpg
IMG_0384-qpr.jpg
IMG_0385-qpr.jpg

Павильон Дайкоку-до и вокруг (Daikoku-do Hall)

Дайкоку один из семи богов счастья из японской мифологии. Это те семеро, которые плывут на лодке и которых часто можно встретить в японских храмах. Примечательно, что эта семерка относится к синтоистской религии, но происхождение у них разное, и что касается Дайкоку, то это буддийский персонаж.  Он считается богом богатства, или богом обильного урожая, а еще богом домашнего хозяйства, точнее кухни. Именно поэтому он исключительно популярен среди домашних хозяек, а также среди бизнесменов, особенно в сферах связанных с продовольствием. Изображения этого бога часто используются в качестве талисманов.

Божество обычно имеет вид дородного торговца с широкой улыбающейся физиономией и окруженного всякой провизией. В посвященном ему павильоне на территории храма Хаседера он стоит в красном халате на мешках с рисом, еще один мешок находится у него за плечами, а в руке у него деревянная колотушка. Чтобы добиться его благорасположения, необходимо бросить монетку в расположенный рядом ящик для пожертвований и тогда богатство и процветание не обойдет вас стороной.

Деревянная раскрашенная скульптура бога Дайкоку повторяет древний образец 1412 года, который хранится в одном из музеев.

Перед павильонами в саду расположена скульптурная композиция, в центре которой находится царь богов Индра, он же Шакра, он же Taishakuten в японской интерпретации, а по четырем сторонам от него размещены боги-дэвы, хранители четырех сторон света.

IMG_0395-qpr.jpg
IMG_0397-qpr.jpg
IMG_0399-qpr.jpg
IMG_0402-qpr.jpg
IMG_0403-qpr.jpg
IMG_0404-qpr.jpg
IMG_0408-qpr.jpg

Кёдзо - хранилище сутр (Kyozo)

Кёдзо - хранилище сутр с вращающимся барабаном, что-то вроде книжного шкафа, внутри которого находится собрание важнейших буддийских проповедей и комментарии к ним, а также документы по истории храма. Кёдзо является традиционной архитектурной частью буддийского храмового комплекса. Сутры обычно хранятся в виде свитков в восьмигранных пеналах, прикрепленных к вращающейся стойке. Такие крутящиеся полки называются риндзо.

Вращение риндзо весьма благоприятно в буддизме. Считается, что это приносит столь же пользы молящемуся, как и чтение самих сутр. Правда такие возможности предоставляются для паломников храма только один раз в месяц - по 18-м числам.

Хотэй - еще один из семи богов счастья.
Назад к содержимому