Перейти к контенту
Последние дни старого гингко

Утром 10 марта 2010 года священное тысячелетнее дерево Гингко Билоба, тридцати метров  в высоту и более семи метров в обхвате, стоявшее у ступеней храма Цурагаока Хатимангу в Камакуре, завалилось под тяжестью выпавшего накануне вечером мокрого снега. Дерево было решено спилить.

Я его видел 19 февраля. Оно доживало последние дни. Без листьев оно выглядело страшным, седым, неимоверно старым. Священная веревка - симэнава - окружала дряхлый ствол.

Гингко - дерево необычное. Прежде всего оно очень древнее. В парке Юрского периода оно бы занимало достойное место. Его желтой осенней листвой могли любоваться динозавры, если, конечно, они имели такую способность. Во всяком случае, дерево это происходит из мезозоя и намного древнее всех наших лиственных современников.

Когда-то целые леса этих деревьев занимали пространства тех континентов, из которых потом возникли нынешние Евразия, Африка, Америка. К нашему времени из 13 известных палеоботаникам видов этого дерева сохранился лишь один - гингко билоба, в диком виде произрастающий только на небольшой территории на востоке Китая. В основном же это дерево сейчас можно встретить в парках и ботанических садах. Особенно же оно почитается на Востоке, в Китае и Японии, в Японии в немалой степени по эстетическим причинам, благодаря необычной форме листьев и их способности красиво желтеть с наступлением осени.

Листья, семена и плоды гингко также используются в восточной медицине для изготовления препаратов, лечебный эффект которых впрочем не доказан. Растение это двуполое: деревья бывают мужские и женские, а значит для его размножения нужна целая колония. Одинокое же дерево так и остается одиноким.

Священное дерево храма Хатимана в Камакуре было одиноким. Пережив свою примерно тысячу лет, оно прочно вошло в японскую историю упоминаемое в старинных хрониках и отображаемое на старинных гравюрах в окружении совсем иного средневекового мира. То самое дерево, вечно стоявшее на этом месте...

Исторические телевизионные сериалы снимают во многих странах мира. Обычно это очень красивая, радующая зрительский глаз продукция, в которой хорошо загримированные актеры в красочных исторических костюмах изображают подлинные или возможные события давно прошедшего времени. Роковые связи судьбы, любовь и долг, интриги и страсти, - на фоне мелодраматических событий личных жизней разворачиваются большие события истории. Все персонажи, от королей до крестьян и от солдат до генералов, аккуратно пострижены, одеты в новые чистые и выглаженные в студиях костюмы со всеми соответствующими историческому периоду атрибутами. Разумеется и фон, на котором производятся такие съемки, должен быть соответствующим. Дворцы и парки, монастыри и усадьбы сверкают музейным блеском и стерильной чистотой. Кажется что всемогущие императоры бродят по своим дворцам в музейных тапочках, стараясь не прикасаться к расположенным вокруг них экспонатам. И на фоне всего этого так удивительно, если в кадре рядом с актерами вдруг появится настоящий живой участник подлинных исторических событий.

Старое дерево гингко должно было участвовать по крайней мере в двух историях, ставших ныне частью японских исторических телесериалов, а еще раньше романов, пьес, сказаний и хроник, повествующих о событиях времен войны между Минамото и Тайра и первого японского сёгуната. Так уж устроено искусство литературы, что чем дальше рассказчик находится по времени от тех событий, о которых  он повествует, тем красочней и насыщенней подробностями его рассказ, тем больше в нем деталей и эмоций, превращающих некогда сухую хронику в увлекательное чтение, а потом еще и в зрелище.

Вот эти две истории в отдельном изложении и с дополнительными пояснениями.


Возврашаясь к тем временам можно заметить, что Япония с ее свирепыми феодальными раздорами не была исключением на общем фоне той исторической эпохи. Бесконечные распри и междоусобицы сотрясали тогда весь цивилизованный мир. Это было время крестовых походов и религиозных войн, за которыми слишком очевидно проступали подлинные интересы его вдохновителей по перераспределению территорий, богатств и власти. Люди, управлявшие тогда этим миром, зачастую были очень тесно связаны между собой родствеными и династическими узами, но дальность или близость родственных отношений отходила на второй план, когда вступали в дело экономические, военные и личные интересы. Если мы посмотрим на нашу собственную историю того времени, мы увидим тоже самое - нескончаемые междоусобицы удельных князей за власть и земли, яростные споры за право княжения, решаемые то на полях сражений, то путем заговоров и политических убийств. И нередко, когда один князь со своей дружиной уходил на войну с внешним врагом, другой князь, воспользовавшись его отсутствием, приходил грабить его города и села.  И случалось, что брат выходил против брата, а сын против отца. Но случалось и так, что непримиримые враги на время объединялись и, подчиненные вассальным обязательствам, вместе выступали против общего противника, как ветви большого дерева, растущего из общего ствола под действием внешних обстоятельств то разъединяются, то смыкаются между собой.

Старое дерево гингко, простиравшее к небу многочисленные смыкавшиеся под ветром между собою ветви, как бы воплощало историю прошедшего тысячелетия, свидетелем которого оно было. Его расположение у ступеней лестницы, ведущей к храмовому комплексу, посвященному почитанию предков, на границе миров реального и мистического, делало его зримым символом преемственности мира живых миру ушедших, сменявших друг друга поколений, их традиций, их опыта и культуры.

Ныне же от священного дерева остался только огромный пень, опоясанный священной веревкой и почитаемый многочисленными паломниками. Кажется, что теперь навсегда утеряно важнейшее звено между прошедшим и настоящим. Однако, это, по-видимому, не так. По сообщению средств массовой информации, ныне из старого пня стали пробиваться зеленые молодые ветви. А это значит, что корни живы, они еще питаются соками земли и передают свою силу остаткам погибшего ствола.

И если это так, то возможно что в новом тысячелетии ветви священного дерева снова протянутся к небу.

Оглавление                                                 Дальше
Листья дерева гингко в ботанческом саду Монтевидео.
Назад к содержимому