Перейти к контенту
Музей города находится в огромном здании и осмотр начинается с 6-го этажа. Чтобы туда попасть, нужно подняться на эскалаторе.
Здание театра Накамура в натуральную величину, в котором часто выступали мастера кабуки. На свисающем сверху длинном полотнище опубликовано разрешение сёгуната на право давать представления. Слева - названия пьес и имена актеров.


Музей Эдо


Эдо - старое название города Токио. Переименование произошло в 1868 году, когда в результате важных исторических изменений в стране японский император переехал сюда на ПМЖ из Киото. В ознаменование этого события город Эдо был назван "восточной столицей", - "токё", или по-нашему Токио.

Хотя нельзя сказать, что город Эдо не был столицей
и раньше. Несколько веков в Японии фактически было две столицы - одна придворная, - в которой проживал император и его окружение, а другая военная, - в которой находился сёгун и его правительство. Главной функцией в жизни императора, который обычно никогда не покидал пределы своего города и даже пределы своего дворца, было обеспечение мира и гармонии в стране. Эта нелёгкая задача решалась путем постоянного и неукоснительного соблюдения сложнейшей системы ритуалов и молитв, так что жизнь японского императора была расписана на годы вперед. Все же практические вопросы государственной жизни решались в резиденции сёгуна, который обладал своим правительством и был наделен административной властью. В истории Японии было три сёгуната, и последний из них был провозглашен в 1603 году именно в городе Эдо и принадлежал родовому клану Токугава.

Правда утверждать, что сёгун фактически правил Японией тоже было бы не совсем верно. На эту должность часто назначали людей неспособных, неопытных, больных и несовершеннолетних, так что от имени сёгуна страной управляло его правительство, которое и решало все вопросы. Неудивительно, что основатель последнего японского сёгуната Токугава Иэясу пробыл на этой должности всего года три, после чего передал её одному из своих сыновей и всё равно до самой своей смерти
оставался фактическим правителем страны.

Именно Токугава Иэясу является т
ой исторической фигурой, которой нынешний город Токио обязан своим возвышением.

В результате раздела территорий после очередной междоусобной войны этот незаурядный полководец и политик получил в свою собственность и эти заброшенные земли с полуразрушенным замком. Но Иэясу сразу оценил всё удобство стратегического положения
своей новой территории. Став сёгуном в 1603 году, он объявил Эдо резиденцией своего правительства и в последующие годы отстроил здесь огромный замок с высокими каменными стенами и широким рвом с водою, тот самый, на территории которого сейчас находится современный дворец японского императора.

С тех пор город Эдо-Токио стал занимать центральное место в жизни страны
. Истории этого города посвящен масштабный музей, находящийся в токийском районе Рёгоку.

Добраться до музея удобнее всего на метро от станции
Ryogoku линии Oedo (обозначение станции - E/12), выход A4, можно также на поезде JR (местная электричка) от станции с таким же названием.

Выйдя из метро на пути к музею я увидел справа на бульваре забавный памятник. Он изображал коротенького человечка в широкой шляпе и странном костюме. На вытянутой руке у человечка сидела птица, а его постамент был водружён на огромной черепахе. Поскольку его широкая шляпа напоминала те, которые обычно носят в Японии служители церкви, собирающие пожертвования, я решил что это памятник какому-нибудь местному святому или мудрецу-проповеднику, или еще какому-нибудь здешнему чудаку. Непонятно было только, к чему тут черепаха.

Каково же было мое удивление, когда оказалось что это был памятник Токугаве Иэясу!  Грозный военачальник, основатель династии сёгунов, был изображен на охоте, держащим на руке сокола. Это объясняется тем, что окрестности Рёгоку в те времена были любимым местом для соколиной охоты Иэясу.

Что же касается черепахи, то здесь имеет место метафора - выигрывает тот, кто движется медленно и верно. Ведь именно Иэясу, всю свою жизнь проведший в бесконечных войнах и политических переговорах с многочисленными феодальными кланами,  сумел, наконец, создать в Японии стабильное централизованное государство, продержавшееся 265 лет. И эта метафора одинаково применима не только к фактическому основателю города, но и к самому городу Токио.


Памятник Токугава Иэясу в районе музея Эдо-Токио.


(Очень поучительная манера ставить памятники у японцев. Как тут не вспомнить памятник другому грозному самураю, - генералу Сайго Такамори в парке Уэно, который изображен не на боевом коне в процессе размахивания длинным самурайским клинком, а вполне себе мирно, во время выгуливания на природу маленькой собачки.)


Музей Эдо-Токио был открыт в марте 1993 года в огромном здании по виду напоминающим старинный склад. Высота здания составляет 62,2 метра, именно такой высоты был и сёгунский замок в Эдо.

В музее семь этажей, причем на 7-м этаже - библиотека, а осмотр экспозиции начинается с 6-го этажа. Чтобы попасть туда нужно подняться с улицы по высокому эскалатору. Огромные размеры музея объясняются большим количеством инсталляций, панорам, а также макетов различных зданий, при этом некоторые из них выстроены в натуральную величину.

Музей разделен на две зоны: зону Эдо и зону Токио с большим залом между ними для временных выставок. Чтобы приступить к осмотру с 6-го этажа нужно пройти по деревянному мосту, являющимся точной копией городского моста
Нихонбаси, от которого, начиная с 1603 года, вёлся отсчет всех расстояний в Японии. Этот мост существует и поныне, но теперь он каменный, а точная деревянная копия старого моста, укороченная, правда, по длине в два раза, сейчас находится в городском музее.

Спустившись на пятый этаж как бы оказываешься в старинном городе среди полномасштабных сооружений: здесь есть старый театр кабуки, домик гейши, жилище князей-феодалов даймё, здесь можно побродить среди увеселительных кварталов, заглянуть в паланкин, похожий на те, в которых слуги переносили по городу знатных людей, посетить лавку купца и посмотреть на жилища простых горожан. А со стороны зоны Токио находится реконструированное
здание издательства "Чойя Симбун", - популярной в конце XIX века либеральной японской газеты. Это здание когда-то находилось в районе нынешней Гиндзы, но было разрушено.

Город неоднократно горел. С
1603 по 1867 год в Эдо произошло почти 100 крупных пожаров, мелких же никто не считал.

В истории Токио было два крупнейших бедствия, каждое из которых почти полностью разрушило город, - это Великое землетрясение Канто в 1923 году и напалмовые бомбардировки во время Второй Мировой войны
. В обоих случаях погибло более 100 тысяч человек.

В музее можно увидеть былой облик старого города и посмотреть на макеты известных исторических зданий, сейчас уже не существующих. Количество собранных экспонатов огромно, - макеты и голограммы, инсталляции и исторические документы, карты, экраны с изображениями и расписные свитки.

Отдельная часть экспозиции посвящена истории послевоенного Токио. На ней представлены
первые достижения японской электроники 50-х годов прошлого века. Например, на фотографии изображен один из первых японских бытовых телевизоров от компании Toshiba образца 1952 года.

Оглавление                                                       Дальше


В буфете музея я попросил чаю и пирожное, и мне принесли чайник ароматной заварки и кипяток.
Назад к содержимому